На главную

Государство

Это заготовка для статьи. Есть мнение, что данное словосочетание нуждается в прохождении процедуры обпустышечивания.

«...раннее государство оказывало сельскому общинному миру колоссальную услугу. Государство отчуждало и изымало из обращения локальных сельских общин угрожающе разраставшийся избыточный культурный ресурс: не только пресловутый «прибавочный продукт», но и «излишки» информационного и демографического ресурсов. Тем самым оно спасало архаический общинный мир от эрозии и разложения. Взяв на себя функции, какие общинный мир после неолитической революции уже не в состоянии был осуществлять сам, государство дало ему возможность минимизировать изменения и законсервировать стабильность своего существования в относительно устойчивом мифоритуальном порядке. Подсистема культуры, связанная с социальным бытием локальных сельских общин-произодителей, была вынесена за скобки общекультурной динамики; жизнь в этих общинах могла существенно не меняться на протяжении тысячелетий. Таким образом, государство подменило собой чрезвычайно важный сектор функций, которые не в силах была более осуществлять архаическая ми¬форитуальная традиция. Но государство отнюдь не просто дублировало архаическую блокировку расширения ресурса. Избыточный для общинного мира ресурс теперь «перекачивался» в развивавшееся городское общество, то есть включался в становление уже совершенно иной системной конфигурации культуры. Одним из существеннейших атрибутов этой конфигурации выступал продуктивный диалектический дуализм государства и общества, который, разумеется, в эпоху ранней государственности лишь едва намечался. Этот дуализм развился в целый набор социокультурных дихотомий, сохранивших свою смыслообразующую актуальность для всей последующей истории.Изъятие избыточного ресурса - это уже не частная, но всеобщая функция государства». (А.Пелипенко «Постижение культуры»)

«Задаваясь вопросом, чем явилось ранее государство для предгосударственного человека, не знавшего ни самого явления, ни тем более его концепта, нельзя не заметить, что истоком государственного структурирования выступал никак не жизненный мир человека, а именно системный мир культуры, который к тому времени уже достаточно оформился и удалился от сферы «слишком человеческого»». (А.Пелипенко «Постижение культуры»)