На главную

Правополушарный реванш

Это заготовка для статьи. Есть мнение, что данное словосочетание нуждается в прохождении процедуры обпустышечивания.

«...начало истории отмечено унаследованным от природы правополушарным доминированием, а развитие линейно-дискурсивного и пропозиционального мышления связано с пробуждением функциональной активности левого полушария. При этом сопряжение психофизиологии и культуры само по себе несет жестокие фрустрации и провоцирует попытки заблокировать изменения (см. выше о первом правополушарном реванше в эпоху неолита). Однако — в отличие от неолита — современный правополушарный реванш протекает не против течения имманентных процессов неврофизиологической эволюции, а наоборот, в ее мейнстриме. Здесь, впрочем, необходимо пояснение. В отличие от древности, в современную эпоху «локомотивом» изменений выступают не имманентные «драйверы» нейрофизиологической эволюции, а факторы социокультурные. По сравнению с ранней первобытностью, где культурные факторы были эпифеноменом морфофизиологической эволюции, ситуация к современной эпохе сменилась на прямо противоположную: культурные факторы в авангарде эволюционных изменений «подтягивают» к себе и направляют затухающий вектор эволюции физической. Впрочем, не лишены оснований и предположения о том, что возврат к правополушарному доминированию имеет, помимо социокультурных, и общеэволюционные основания, связанные с выходом на очередной виток пресловутой спирали развития. При этом новое ментальное качество правополушарного доминирования выступает типологическим эволюционным аналогом мифоритуального мышления, с которым оно входит в единый ритм «через голову» логоцентризма. Как бы то ни было, самым глубинным уровнем, определяющим «макросдвиг» современности (Э. Ласло), является смена доминирования МФА (межфункциональная ассимерия). Новая правополушарная когнитивность порождает, соответственно, субъекта нового антропологического типа, чью ментальную конституцию можно охарактеризовать как новую естественность. Это и феминизация сознания, и ниспровержение Слова, когда оно, лишенное сакральной прерогативы источника бытия, все более сводится к компоненту неосинкретического образа, и релятивизация связей между означающим и означаемым, и снижение способности к надситуативной когнитивности, и тенденция к инфантильно-эмоциональному мировосприятию, и частичное возрождение мышления посредством сополагания дискретных мифологем вместо обязательности логических связей, и многое другое». (А.Пелипенко «Постижение культуры»)