На главную

Стиль

Это заготовка для статьи. Есть мнение, что данное словосочетание нуждается в прохождении процедуры обпустышечивания.

«Стиль, как принцип многослойного смыслообразования, моделирующего целостную картину мира непременно имеет в своей основе архетипальный каркас внеконвенциональных смысловых констант, который опосредуется той или иной вариацией суперпозициональных отношений в рамках четверичной структуры. Практически это означает, что в основе всякого стилевого принципа лежит такая синкретическая сцепка «что» и «как», которая восходит к исходным архетипическим очевидностям и вследствие этого носит безусловный характер.(Это определение относится далеко не к всякому языку культуры, который может носить производный и оттого полностью конвенциональный характер, будучи оторван от архетипической основы многочисленными звеньями культурно-смысловых опосредований) Далее, и это пожалуй, самое важное, этот инвариантный каркас, обретая определённую смысловую конкретизацию на уровне четверичной структуры, пресуществляется в конфигурацию оппозитарных отношений между семантикой сообщения(означаемое) и имманентной семантикой самой знаковой формы, притом, что каждая из этих составляющих дробится внутри себя, в результате чего, собственно говоря, и образуется сама указанная четверичная структура. Эти отношения могут принимать форму разветвлённых бинарных структур, которые можно типологизовать как либо антиномические(когда оппозитарность не снимается) либо как комплементарные (когда оппозитарность снимается, и происходит продуктивный синтез смыслов, когда доминанта и компонента находятся в максимально согласованном и уравновешенном состоянии) Эта комплементарная сцепка — согласование на микроэлементарном уровне того «что» и того«как» и есть субстрат стиля. Или иначе говоря, стиль рождается в результате приведения в рамках культурного кода идеи сообщения (т.е., условно говоря, содержания) и её знаковой формы в согласованно-комплиментарное состояние. Только в этом случае локальные языковые заготовки (смысловые возможности) способны самоорганизоваться собственно в язык культуры, моделирующий культурное целое в имманентном пространстве того или иного материала и, таким образом, стать на путь отпадения от целого, воспроизводя при этом его генотип и алгоритм во всех надстраивающихся смысловых структурах. Кроме антиномических и комплементарных указанные отношения могут иметь и другие суперпозиции: неполная комлементарность, зеркально-симметрийный параллелизм(прямое подобие) в различных комбинациях и количественных градиентах этих состояний. Суть же комплементарности состоит в том, что на уровне четверичной структуры взаимодополнительное согласование морфем и семантем рождает смысловой синтез, который как бы возвращает первичную и абстрактную архетипическую схему к самой себе, но уже на следующем уровне содержательного наполнения, то есть чистой свёрнутой интенциональной структуре, каковой является архетип как таковой, придаётся конкретность и смысловое богатство. Если такой синтез происходит и уровни смыслообразования оказываются согласованными, то рождается именно стиль, то есть такой язык культуры, который на всех дальнейших уровнях своего разворачивания в имманентном материале той или иной эмпирической сферы, сохраняет неразрывную связь с архетипальной основой, обеспечивающей целостность лежащей в основе стиля картины мира и вообще сбалансированность центробежных(движение к ассимиляции семантического материала) и центростремительных(сохранение интегрированного состояния исходной структуры) интенций».(А.Пелипенко «Стиль как язык культуры»)